И окунаться в неизвестность,
И прятать в ней свои шаги,
Как прячется в тумане местность,
Когда в ней не видать ни зги.
Здравствуйте, г-н Гоген!
Встреча с Ваганом.
Моя первая встреча с художником Ваганом произошла без малого 30 лет тому назад в 1987 году в Одессе в Горсаду.
Почти 10 лет тому назад, в 2006 году Вагана Ананяна не стало.
Когда 20 лет общаешься, хоть и с перерывами с таким художником, как Ваган, кажется, что его должен знать весь мир.
Оказывается это не так.
В его родной Армении его если и знают и помнят, то никак особенно этого не проявляют; его имя не прославляют, подобно Сарьяну, Бажбеуку Меликяну или Минасу Аветисяну.
В почти родной ему Одессе его работам не находится места даже на выставке нонконформистов, хотя куда уж более не конформистского художника трудно себе вообразить.
В Таллинне, где он жил и работал много лет, о нем помнят лишь друзья.
Это тем более парадоксально, что практически все, кто был с ним знаком непосредственно или знают его картины и рисунки, убеждены в незаурядности его таланта, в гениальности его творений.
Киев, город, где он бывал, открывает Úrbi et órbi художника Вагана Ананяна выставкой его картин и уличных портретов под символическим названием “Встреча” в галерее “Дукат”, спустя 10 лет после его смерти.
Для меня его творчество условно делится на два основных хронологических периода: до 1995-го года и после.
Такая периодизация обусловлена тем, что в 1995 году Ваган получил страшную черепно-мозговую травму и чудом остался жив. Железную твердую графичность его работ периода до 95-го года сменила постепенная мягкая тональность для всех периодов его творчества характерной палитры с преобладающими красными, коричневыми, белыми, но всегда теплыми цветовыми акцентами.
Остался в его работах - навсегда, - как он выражался, “иконный момэнт”, ибо если существует современная иконопись, то это она и есть в ее самом сильном, полном и глубоком выражении.
Описывать работы большого художника словами - дело мало благодарное, в особенности тогда, когда их можно посмотреть, осуществив таким образом встречу и с их автором, потому что живопись - всегда - непосредственное послание во времени нам, пережившим его, и нашим потомкам, которые переживут нас.
Художника нет, а картины его говорят нам.
Как сказал Ваган, когда я спросил про судьбу его работ:
- Картина не булка, ее нельзя съесть без остатка.
- Здравствуйте, г-н Ваган!
Матвей Вайсберг, художник.
26 августа 2016 года.